Что такое “Тимбилдинг” просто и понятно

Как вы можете объяснить понятие «тимбилдинг» в двух словах, и какова его цель? Многие считают, что достаточно провести обычный корпоратив с танцами и караоке для того, чтобы сотрудники подружились между собой. Но далеко не всегда шумные застолья приводят именно к этой цели – зачастую, напротив, сотрудники именно во время такого корпоратива начинают выяснять отношения и еще дальше отдаляются друг от друга. Как же добиться того, чтобы коллектив стал единой сплоченной командой? Что же такое это непонятное слово “тимбилдинг” или в переводе – “командостроительство”?

Попробуем ответить на эти вопросы…

Чем отличается тимбилдинг от командообразования?

Тимбилдинг – это и есть мероприятия, направленные на командообразование, просто произносится на английском языке. 

Изначально о тимбилдинге было известно ещё в древние времена. Считается, что одними из первых командообразующих мероприятий были:

… Древние люди в шкурах с дубинами вытанцовывают вокруг костра, заклиная друг друга и богов поймать завтра огромного мамонта…

… Болельщики гладиаторских боев и Олимпийских игр…

Впрочем вышеприведенные примеры не являются командообразованием в том понимании, которое актуально на сегодня. Это всего лишь части и зачатки элементов современного командного тимбилдинга.

Зачем нужен тимбилдинг?

Все помнят легенды Древней Греции? Историю о трёхстах спартанцах, которые несколько дней сдерживали наступление огромной армии персов в Фермопильском ущелье? Они были сильны духом, причём этот дух был командный. Для каждого бойца было важно, чтобы задачи армии стояли на первом месте, а свои собственные интересы – на втором.  Это произошло благодаря особой системе воспитания спартанцев + не обошлось и без совместного преодоления трудностей во время учебы.

И вряд ли бы эти спартанцы были супер успешны, если бы были эгоистами и боролись по принципу «каждый за себя». Значит, задача тимбилдинга – воспитать в команде общий дух, замотивировать на победу и достижение высших результатов.

Таким образом, тимбилдинг позволяет из отдельных членов компании сделать команду единомышленников. В такой команде интересы компании на первом месте, работники помогают друг другу, не конфликтуют, побеждают внешние обстоятельства и обходят конкурентов.

Очевидно, что сделать это во время классического корпоративного отдыха (равно пьянки и веселья) – практически невозможно. Это довольно сложный процесс, требующий сосредоточения от всех участников, хотя это не значит, что будет скучно или грустно.

Некоторые виды тимбилдинга

Необходимо продумать качественный сценарий, где тимбилдинг – это не просто детские “веселые старты” , а возможность помочь своим подчиненным стать лучше. Существует огромное количество сценариев, направленных на сплочение сотрудников.

  • Спортивный (активный) тимбилдинг. Традиционный командообразующий тренинг, основанный на спортивных заданиях, который является самым популярным и востребованным. Все помнят дни здоровья в школе, когда в лесных походах нужно было помочь своему однокласснику, при этом никто и не ждал от участников олимпийских результатов. Здесь точно такой же принцип. Необходимо помочь своему сотруднику в выполнении какого-то спортивного задания. Это формирует отзывчивость и командный дух, да и сотрудники сами не против позаниматься спортом.
  • Ролевой тимбилдинг. Различные ролевые игры настолько прочно вошли в любую область нашей жизни , что их стали использовать в тимбилдинге. Руководство компании или специалисты в вопросах командообразования придумывают тематические сценарии, случайно или специально распределяют роли среди сотрудников компании. Реализация бывает разной: инженерный тимбилдинг, творческий, интеллектуальный, игровой, тематический, шуточный, приуроченный к каким-то праздникам или корпоративным задачам.
  • Мозговой штурм. Вариант для группы топ-менеджеров крупных компаний. Сессия по стратегическому планированию – отличный вариант для того, чтобы сплотить команду. Если есть проблема с продажами, то можно задать мозговой штурм на тему «как повысить уровень продаж», «как заинтересовать потребителя» и т.д.  Огромное количество интересных мыслей возникает в процессе тимбилдинга в головах у участников. Тут сразу убивается целых три зайца: Первый – оперативное получение эффективных предложений для достижений результата. Второй – начальство становится ближе к своим подчинённым, видит их преимущества и всячески их развивает. Третий – становится понятно, как проявляет себя каждый сотрудник.

Это не все виды тимбилдинга, их очень и очень много. Огромное преимущество тимбилдинга в том, что он отлично подходит для проведения как в помещении (офис, конференц-зал, спортзал, коттедж), так и на улице (природа, выездные площадки, база отдыха, городские парки)

Правила проведения

Основные правила и практические советы, которых следует придерживаться, чтобы тимбилдинг был эффективным. Нет никаких сложностей в их соблюдении. Итак:

  • Грамотная разработка мероприятия. Необходимо до мелочей продумать сценарий, смету, тематику, назначить ответственных. Хорошо, если  будет поставлена цель. Если она не будет достигнута, то необходимо будет проанализировать работу сотрудников.
  • Мало кому помогают спонтанные тимбилдинги. В основном, это допустимо лишь для тех фирм, которые работают давно, и их коллектив если и менялся, то не сильно. Если в компании есть текучка или компания только начала свою работу, то нужно заранее спланировать дату проведения и огласить ее всем сотрудникам. 
  • Семинары, вебинары, презентации – прошлый век. Хотите вместо весёлых и заряженных работников сонных мух? Тогда вперёд!
  • Вы тоже должны участвовать, никаких отговорок!
  • Нет никаких должностей в процессе сплочения команды. Впрочем тут нет и панибратства.
  • Анонимное голосование – отличный способ узнать, что понравилось участникам, а что нет.
  • Допускаются эмоциональные встряски и провокации в хорошем смысле этого слова. Мозг работников должен работать на всю катушку, чтобы действительно понять, кто и на что способен.
  • Главное – коллективу необходима вера в свои способности. Именно упражнения на тимбилдинге показывают, насколько сильны могут быть его участники, если они воодушевлены общей целью..

Распространённые ошибки

Самые распространённые ошибки, которые допускаются на тимбилдинговых мероприятиях, веревочных курсах:

  • Начальство в принудительном порядке загоняет своих подчинённых на мероприятие. Если основная цель – дестабилизировать коллектив, то можно применить метод кнута. Однако руководитель, который хочет улучшить работу и атмосферу в своей компании, должен действовать умнее – необходимо показать, какого веселья и удовольствия лишатся сотрудники, пропустившие мероприятие.
  • Кто-то думает, что в выходные хочется лицезреть лица коллег вместо семьи? Пусть люди отдохнут друг от друга в выходные, а командообразование стоит проводить в рабочие дни.
  • Следуйте военному закону – пусть о наболевшем начнут говорить младшие сотрудники, дабы они не могли ориентироваться на мнение своих руководителей.
  • Ошибка думать, что алкоголь на такого рода мероприятии допустим.
  • Скорее всего, проведение только одного тренинга по командообразованию не даст полного эффекта. Для закрепления результата их должно быть не менее 2-3 в течение года. Причем абсолютно разного формата: например, арт-тимбилдинг, классический веревочный курс, сплав по реке, цепная реакция, кулинарный тимбилдинг, выезд на природу и посещение всей группой пещер, квиз, ФортБоярд – чем больше абсолютно непохожих ситуаций, в которых оказываются ваши сотрудники вместе, тем дружнее и сплоченнее ваш коллектив!